Kir Kolyshkin (k001) wrote,
Kir Kolyshkin
k001

Category:

All mode 4x4i

Почти полностью разобрался (в теории), как на Nissan X-Trail работает All mode 4x4i. По сути это электронно подключаемый полный привод, плюс технологии ESP, ABS, EBD, Nissan Brake Assist, TSC, USS, DDS и т.п., работающие не отдельно, сами по себе, а вместе (то есть, не мешающие друг другу). Для потребителя всё это подаётся как собачки в колёсах (кто телик смотрит, видели, наверное -- кто нет, посмотрите, довольно прикольный ролик):


Как это на самом деле всё работает, за 40 секунд не расскажешь.

Начнём с того, что на каждом автомобиле есть две оси, на каждой оси два колеса. Между колёсами есть дифференциал -- это такая штука, которая позволяет крутиться колёсам с разной скоростью. То есть: если бы крутящий момент передавался с двигателя непосредственно на колёса, то и левому и правому колесу пришлось бы крутиться с одной скоростью -- а это очень плохо. К примеру, в повороте колёса проделывают разный путь: то, которое снаружи, проезжает больше, соответственно, "внутреннему" колесу пришлось бы проскальзывать по дороге. Вот, собственно, дифференциал эту проблему решает -- колёса могут крутиться с разной скоростью, постоянна лишь их суммарная скорость.

Дальше. Обычные автомобили имеют одну ведущую ось -- это значит, что крутящий момент передаётся только на эту ось, а на другой колёса "просто так" крутятся, свободно, с двигателем они не связаны. Бывает передний привод (почти на всех современных легковых автомобилях) и задний (очень редко, но, например, на старых "Жигулях" так). Это почти всегда хорошо, но если ты застрял, к примеру, в грязи, то только два колеса "гребут", пытаясь выехать, а два других просто так стоят.

Поэтому бывают ещё полноприводные автомобили -- это где обе оси ведущие, то есть крутящий момент от двигателя передаётся на обе оси, на все 4 колеса. При этом в дополнение к двум межколёсным дифференциалам (на каждой оси) есть ещё и межосевой дифференциал, работающий примерно так же (распределяя крутящий момент между передней и задней осью).

Теперь, какие могут быть проблемы с дифференциалом? Если "вывесить" одно колесо (то есть, например, попасть им в яму), то оно, свободное, будет быстро крутиться, весь крутящий момент поступит на него, а на другое колесо, соответственно, фиг чего поступит, ввиду чего машина будет крутить вывешенным колесом, но никуда не ехать. Примерно то же самое происходит, когда, к примеру, одно колесо попало на лёд или мокрый асфальт. Так уж устроен дифференциал -- на хорошей дороге он помогает, а на плохой вот иногда мешает.

Есть два пути, как с этой проблемой "вывешенного колеса" справится. Первый -- заблокировать дифференциал, то есть заставить колёса крутиться с одной скоростью, как будто никакого дифференциала и нет. Второй -- подтормозить быстро крутящееся колесо, при этом дифференциал сам распределит усилие на другое.


Пожалуй, я потом продолжу -- а то действительно очень длинно получается.
Tags: car, x-trail
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments