Kir Kolyshkin (k001) wrote,
Kir Kolyshkin
k001

Category:

All mode 4x4i: ABS

Значит, в прошлом выпуске мы узнали, что такое дифференциал, нафига он нужен, какие с ним бывают проблемы и как их можно решать.

Тут я сделаю отступление. Я не инженер-механик, отсюда понимание имею упрощённое (но, я надеюсь, правильное). Сюда я пишу всё ещё чуть более упрощённо, чем понимаю сам. То есть -- некоторые детали для простоты опускаю (надеюсь, не искажающие общее понимание).

Ну что, поедемте дальше. Для разгона рассмотрим самую простую систему -- ABS. По-немецки это Anti-Blockier System, то бишь антиблокировочная система. По-английски это Anti-lock Braking System, то есть антиблокировочная система тормозов.

Вот, положим, едете вы по дороге с приличной скоростью, а тут вдруг препятствие (кошка, собака, мальчик дорогу перебегает, или другая машина выехала). Естественная реакция -- быстро надавить на педаль тормоза со всей дури. Проблема в том, что колёса при этом будут заблокированы -- то есть перестанут вращаться. Машина будет не ехать на колёсах, а скользить. При этом скольжении тормозной путь будет больше, чем при эффективном торможении (что это такое -- ниже), то есть вероятность въехать в кошку-собаку-мальчика-машину выше. Вторая проблема при скольжении -- потеря управляемости. Машина заскользит совсем не туда, куда до этого ехала, ввиду того, что некоторые колёса будут скользить лучше -- из-за разного износа протектора шин, из-за разного состояния дорожного покрытия под разными колёсами (например, правые колёса могут быть в луже или на песчаной обочине). Ну и руля, конечно, машина в таком состоянии слушаться не будет.

Как эту проблему решить? Эффективным торможением. Тормозить надо достаточно сильно, но чтобы колёса не блокировались. Понятно, что приложить правильное точное усилие, балансируя на пределе неблокирования, без предварительной тренировки сложно -- умеют это делать только профессиональные гонщики. На порядок сложнее сделать это в стрессовой ситуации.

Так вот, ABS эффективно тормозит за водителя, не допуская блокировки колёс и срыва в скольжение. Делается это с помощью датчиков скорости вращения колес и электроники, которая ослабляет тормозное усилие, когда ей покажется, что колесо вот-вот заблокируется (резко падает скорость вращения колеса по сравнению с остальными). В зависимости от сложности системы тормозное усилие регулируется либо на всех сразу колёсах, либо на парах, либо на каждом индивидуально -- последний вариант, понятно, самый лучший, так как более адекватно справляется с ситуациями, когда сцепление разных колёс сильно разное.

Есть, однако, ситуации, когда ABS удлинняет тормозной путь. Это, например, происходит на песке, на гравии, в снегу. Тут заблокированные (без ABS) колёса зарывались бы поглубже, нагребая перед собой горки -- и в итоге тормозной путь был бы меньше. А с ABS машина едет поверх, катясь, а не зарываясь. Но зато сохраняется управляемость.

В следующих сериях буду рассказывать про ESP, EBD, TSC.
Tags: car, x-trail
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments